Каждый год в Сопот, Болгария проходят соревнования по парапланерному спорту. 

от автора

в

Каждый год в Сопоте, Болгария проходят соревнования по парапланерному спорту. 

На сегодня чемпионат в Сопоте зарегистрирован международной федерацией воздушного спорта (FAI) как рейтинговое соревнование.

Успешные выступления на Кубке позволяют спортсменам повышать свой рейтинг и переходить на более высокий уровень в своей категории. Соревнования имеют украинский и международный открытый зачет.

Парапланеризм Сопот

Как правило, парапланеристы делятся на профессиональных спортсменов и пилотов выходного дня. Последние очень осторожны и летают только для своего удовольствия. Начисления очков участников соревнования зависит от показаний электронных устройств, которые точно фиксируют перемещение парапланериста в воздухе. У каждого пилота есть несколько устройств GPS-навигации.

То, что для новичка хорошая погода – для опытного планериста может быть совсем неподходящей. Перед стартом обязательно проверяются все показатели, опытные пилоты умеют вычислить, где проходят нужные термические потоки воздуха – «термики» (термик — это когда солнце нагревает участок земли и тёплый воздухот этого участка земли поднимается вверх, диаметр такого термика около 25-40 метров), а куда лучше не залетать.

Парапланеристы стартовали с горы Стара планина Сопот Болгария(3990 м), с которой открывается великолепный вид на равнину. Склоны обтекаемые, без резких и острых вершин, поэтому можно мягко и безболезненно приземлиться в любом месте.

Место для старта выбрано. Участники начинают готовиться – команда помогает разложить на траве крыло параплана, пока пилот надевает снаряжение, все проверяет и занимает положение для старта. Взлет и посадка — самые опасные моменты полета. По команде выпускающего, который дает добро на старт, пилот поднимает купол в воздух. Красивое зрелище. На твоих глазах длинная сплющенная материя вдруг наполняется воздухом, и вздымается вверх огромным куполом. Разгон – и парапланериста уже оторвало от земли, а впереди — каскады гор.

Параплан по-своей конструкции очень интересный. В свое время, параплан был создан на базе парашюта, «параплан» — это сокращенное словосочетание от двух слов «парашют планирующий».

Строение параплана

Сам параплан – это крыло, состоящее из верхней и нижней поверхности из воздухонепроницаемой прочной ткани, соединенные перемычками — нервюрами, в передней части – воздухозаборники, через которые крыло наполняется воздухом, сзади и с боков полотно плотно сшито. 

Крыло соединено системой строп с подвеской-креслом. Толщина строп тоньше парашютных – 1,5 мм и могут выдерживать нагрузку 120-150 кг. Современные облегченные летные комплекты — купол, подвесная, запаска, шлем, прибор – весят примерно 7-8 кг и помещаются в 40-50 литровый рюкзак. Но классические варианты вместе со всей экипировкой потянут и на 15-20 кг.

Подобную конструкцию изобрел Стив Снайдер в 1964 году – раньше аппарат отличался от парашюта лишь формой. В 70-х годах прошлого века такое устройство приметили для себя французские спортсмены-лыжники, которые использовали его для ускорения спуска с горных склонов.

Сопот, Болгария

Современный вид параплан обрел лишь около 20 лет назад – купол стал двуслойным, овальным, система строп и подвесок претерпела с тех пор многих изменений.

Крыло параплана создает подъемную силу, взаимодействуя с восходящими потоками теплого воздуха, который подымается с земли, а вперёд он движется под действием силы тяжести и веса парапланериста. Если не предпринимать никаких попыток для того, чтобы сохранить высоту полета, то параплан медленно опустится на землю.

Материя становится жесткой, наполняясь воздухом. На каждый метр снижения современный параплан пролетает 7—11 метров вперёд. Скорость в обычном режиме 35—40 км/ч, минимальная составляет — около 25 км/ч, а максимальная — до 70 км/ч у спортивных моделей. Управляется этот аппарат левой и правой клевантой, которые надо потянуть вниз для поворота. Ими же можно ускоряться и притормаживать. Но самое сложное как раз не управление, а мыслительный расчет – как и в какое время надо повернуть, чтобы оказаться в нужном месте.

Типы соревнований

Обучиться летать на параплане можно довольно быстро. Некоторые лётные клубы обещают обучить и поднять вас в воздух за 3-5 дней.

Существует несколько видом соревнований: маршрутные — пройти над землёй с заданным курсом в кратчайшее время, обогнув поворотные точки маршрута, соревнования на точность посадки, акробатика или аэробатика — это дисциплина, в которой демонстрируют фигуры высшего пилотажа.

Парапланы можно разделить на три класса безопасности – это Standard, Performance и Competition. Класс параплана определяется соответствием результатов его тестирования системам сертификации.

Standard — это параплан для новичков, максимально безопасный, очень стабильный и прощает ошибки. В случае сложения расправляется самостоятельно, без вмешательства пилота. Как правило, используется для обучения и рекомендуется пилотам, летающим исключительно для удовольствия. Performance — имеет хорошие лётные качества и умеренно стабилен. Competition — это параплан для профессионалов.

Тренировка на параплане

Тренировка на параплане

Сегодня в Сопот Болгария. По стандартам безопасности, на расправление параплана после сложения его в воздухе во время турбулентности пилоту необходимо не более 4 секунд. Кажется мало, но в воздухе эти секунды могут быть решающими. На всякий случай у пилотов есть запасной парашют.

Пилоты один за другим стартуют и в небе над тобой одновременно десятки разноцветных крыльев, плавно перемещающихся и кружащихся, как высокогорные птицы. Было невероятно интересно фотографировать и наблюдать за полётами воздушных асов.

Парапланеризм безопасность

Во время полета параплан может случайно сложиться (полностью или частично). Происходит это по разным причинам, например, от воздействия турбулентности, ошибки пилота или других причин. В зависимости от того, как параплан выходит из опасных режимов и назначается класс безопасности.

Не следует забывать, что парапланеризм – это очень экстремальный вид спорта и довольно часто с пилотами случается беда.

Соревнование по парапланеризму Сопот, Болгария

В грозу парапланеры не летают, это очень опасно. Грозовые тучи могут «всасывать» то, что находится на их пути, а именно параплан, и поднимать вверх со скоростью 160 км/ч. Управлять аппаратом в сильной турбулентности очень трудно, конструкция может разрушиться, а пилот на большой высоте будет испытывать сильный холод и недостаток кислорода. Поэтому, на первый взгляд, безобидных грозовых облаков надо избегать.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *